17 янв. 2008 г.

ВЕСЕЛАЯ БУХГАЛТЕРИЯ


Олег Маслов. «Веселые друзья».
Галерея современного искусства «Anna Nova» (улица Жуковского, 28).
Ноябрь – декабрь 2007.

Живопись веселых толстых. Искусство крупноформатное, оптимистичное, но не без приятного подвоха и, можно сказать, с позитивной философией. Так можно определить новейшие картины Олега Маслова, выставленные сейчас в одной из ведущих частных галерей Петербурга. Эту живопись следовало бы назвать салонной, – если бы салон последних десятилетий не был так безнадежно скомпрометирован объединенными усилиями «лакирующих реалистов» и «респектабельных модернистов».

Олег Маслов продажным ремесленником никогда не был. К своим сорока двум льговский уроженец отучился в Пензенском художественном училище имени передвижника Константина Савицкого, в середине восьмидесятых – аккурат с наступлением Перестройки – начал выставляться в Москве и зарубежье как новатор, участник передовых творческих объединений «Новые дикие», «Новые художники», «Клуб друзей Маяковского», «Новая академия изящных искусств», выказал себя человеком с принципами, ищущим и развивающимся. Каждая его новая выставка была не эксплуатацией апробированного, а демонстрацией самых новых достижений.
Таков и проект «Веселые друзья», осуществленный Олегом Масловым в 2007 году (лишь одно из полотен было изготовлено чуть раньше, в 2006-м) и потому ставший теперь как бы творческим отчетом художника за истекший год.
На нескольких правильного интерьерного формата (попросту больших) картинах, исполненных в правильной технике (на холсте), изображены георгины сорта «Веселые ребята» на даче господина Маслова в бывшем немецком поселке Кронштадтская колония под Ораниенбаумом. Цветы здесь выглядят не обычными цветами, а настоящими цветами жизни: здоровые, крепкие, порой до овощеподобности, энергично и невпопад прущие из земли, на радость и удивление окружившим их диким травам и кущам. Общее впечатление волнующей природной кутерьмы не должно вводить в заблуждение, изображения выполнены явно не без помощи фотопроектора и не «на глазок»: вышло очень натурально, гиперреалистично, осмысленно. Почти с бухгалтерской точностью все здесь сбалансировано, композиционно выверено, в центре изображения обязательно помещено что-то властно организующее пространство – яркий цветок или сочный стебель с листиком. Всё не просто так, всё отражает авторский замысел. Растения, собственно, и есть главные герои этих картин: ни людей не заметно на веселом лоне, ни каких-нибудь передвижнических мишек, ни насекомых. Всё самодостаточно, залито ликующим естественным светом, просвечивает насквозь, радостно бликует, – совсем как у нынешних чемпионов антикварных торгов Айвазовского, Куинджи или Сомова. Цвета насыщенные, с очевидным преобладанием зеленого, но не без красного и желтого. Кое-где присутствует также синее и голубое: кусочек неба, едва обозначенная стена дачного бунгало или хозяйский джип.
Автомобиль – на одной из картин он занимает аж половину всего пространства, – конечно, не имеет к флоре прямого отношения и выглядит как бы посланцем из иной реальности, фантомом убиенного датского короля, чья актуальная миссия – напомнить о начинке зримого, указать на недолговечность окружающего праздника, сказать всю правду. Подкрепляют правоту джипа там и сям замаскированные художником приметы бренности материальной жизни: безвременно засохший бутон, срезанный цветочный стебель, потраченный безвестным вредителем лист, прикрытая клеенкой груда прошлогодней растительности. Вот она, печальная нотка в симфонии красок и радости: memento mori, деликатно подсказывает Олег Маслов зрителю (и, кто знает, может, и обладателю этих работ). Помни, чем кончится, и цени текущий момент.
В сущности, правильная идеология, годится не только для веселых толстых.

Евгений Голлербах, фото Марины Гуляевой

Комментариев нет: