26 апр. 2008 г.

ТЕПЕРЬ НЕ В ЭРМИТАЖЕ


Юрий Молодковец. «The Best of Fine Arts».
Галерея Марины Гисич (набережная Фонтанки, 121, помещение 13).
До 31 мая 2008.

Лучшая живопись теперь не в Эрмитаже: чтобы увидеть ее, следует ехать в Таиланд. Об этом культурной общественности стало известно от Юрия Молодковца и Аркадия Ипполитова, ответственных сотрудников главного музея России.

Юрий Молодковец – фотограф-художник Эрмитажа, организатор и куратор выставок, соавтор почти двух сотен каталогов, альбомов и книг по эрмитажным собраниям, по истории и архитектуре Петербурга. Кроме того, он инициатор и активист ряда издательских проектов («Красный матрос», «Тихая книга» и прочих), сотрудник многих российских и зарубежных изданий по изобразительному искусству, дизайну, архитектуре, участник большого числа коллективных показов и автор нескольких собственных – в петербургских музеях и галереях, а также в Москве, Амстердаме, Лондоне, в других городах. Молодковец неустанно преподает: объясняет тонкости фотоискусства студентам петербургского Университета технологии и дизайна, выступает с лекциями, дает мастер-классы.
Его новый проект, выполненный для Галереи Марины Гисич при идеологической поддержке коллеги по Эрмитажу искусствоведа Аркадия Ипполитова, – несколько десятков цветных фотопринтов большого формата. Эти снимки были сделаны в таиландской «столице секса и искусства» – курортной Паттайе, в полутора сотнях километров от Бангкока. На них зафиксированы интерьеры множества лавок изобразительного ширпотреба: помещения плотно забиты исполненными местными умельцами по фотографиям, открыткам или журнальным картинкам портретами звезд рока и кинематографа, безымянных порноактеров, туристов на слонах, пожилых опрятных супругов, невнятной молодежи, неопознаваемых карапузов. Здесь же – во всех ракурсах фосфоресцирующие женские бюсты, торсы атлетов, лошадиные морды и крупы, мультяшные кошечки, декоративные тигры в сосновом лесу, пестрые попугаи, плакатный Эрнесто Че Гевара, до гробовой доски девятнадцатилетняя Памела Андерсон, Будда.
Но отнюдь не эти сугубо коммерческие изображения – основной товар паттайского арт-рынка, и вовсе не они заинтересовали Юрия Молодковца. Полпред эрмитажных запасников и европейского актуального творчества методично зафиксировал, как в окружении китчевых лошадок и попугаев тайские мужчины и женщины (по жизни либо художники-копиисты, либо подсобные работяги, либо простые работодатели тех и других) демонстрируют копии шедевров старого и нового мирового изобразительного искусства: Леонардо, Уорхола, Рафаэля, Лихтенстайна, Дали, Айвазовского, Пикассо, Гогена, Модильяни, Рембрандта, Кандинского, неизвестного неоакадемиста-мужелюба, фотографа-лауреата журнала «National Geographic»… В разных техниках, в разных комбинациях: холст-масло, карандаш-бумага, тушь-картон, в раме под старину, в раме под хай-тек, вовсе без рамы. Некоторые из работ представлены парой-тройкой экземпляров: продавцы не пытаются скрывать, что всё здесь – не подлинники и не уники. Всё – намного лучше подлинников: сделано как раз на вкус актуального покупателя, в достаточном количестве и очень доступно по цене.
Время от времени тайцы, выполняя просьбу петербургского фотографа, отставляют свой товар в сторону и позируют самостоятельно: поодиночке, парами, семьями, трудовыми коллективами. Кто-то из них позирует с кистью в руке, кто-то – на фоне мольбертов и пюпитров с раскрытыми альбомами музеев мира (заказчик-барин может выбрать любой образец из любого, к примеру, Эрмитажа). Где-то видны стенды с образцами багета, где-то – хозяйский автомобиль (лавка – одновременно и гараж), где-то – коляска с младенцем, где-то сотрудники заведения играют в какую-то настольную игру, где-то крутится малолетний сын хозяйки, где-то прильнули к хозяину упитанные дочки… И повсюду – огромные вентиляторы, неизбежная примета душного райского края.
Молодковец с большой приязнью отнесся к тем, кого встретил в Паттайе. Чтобы подчеркнуть это, он даже дал своим принтам длинные составные названия: кроме имени знаменитого создателя того или иного образа, узнаваемого в кадре, эрмитажный фотограф уважительно указал имя каждой своей паттайской модели либо название лавки, электронный адрес модели либо лавки, телефонный номер («Thongkham Rinampa, такой-то адрес на thaimail.com», или «такая-то галерея, такой-то мобильник, такой-то адрес на yahoo.com», или хотя бы – с приятной лояльностью к застенчивому тайскому визави: «аноним»). Практически все увековеченные Молодковцом тайцы доступны, все ведут целесообразную жизнь, заняты реальным делом и в своей конкретности очень похожи на персонажей «малых голландцев», – однако кажутся неизмеримо более одухотворенными. Причины их не вполне обычного для стороннего глаза состояния понятны: люди живут в мире всегда востребованного искусства, они космополиты, им внятно всё, и в отличие от старинных голландцев они – по настоящему заслуженные деятели культуры, соединяющие народы, цивилизации и времена.
Они имеют стержень, у них ответственная миссия.
Евгений Голлербах

1 комментарий:

lmsolomina комментирует...

!!!