5 апр. 2008 г.

НА СВОБОДУ С ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ

«Общество любителей живописи и рисунка». «ОЛЖИР: Печатная графика».
Художественная галерея «Борей» (Литейный проспект, 58).
До 5 апреля 2008.

Всё было как в «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского: к матросам-анархистам прибыла Комиссар, посланница ЦК правящей партии, нацеленная восстановить утраченную дисциплину и организовать из свободолюбивых моряков регулярное боевое формирование. В пьесе ей это удалось, – однако в реальной жизни вышло иначе: на подлое женское предложение «кто хочет попробовать комиссарского тела?» сознательные анархисты не повелись и выбрали свободу.

В восьми художниках, устроивших новую выставку в петербургской галерее «Борей», как в героях Вишневского, есть выраженная анархистская жилка, они, фигурально выражаясь, бывалые волки, всем на свете «по два раза болели», на кораблях основательно проспиртованы и зататуированы. Иван Сотников, Владимир Яшке, Александр Дашевский, Олег Котельников, Ольга и Александр Флоренские, Ира и Иван Васильевы – бывшие участники группы «Митьки» и их ближайшие сподвижники, ныне все – активисты «Общества любителей живописи и рисования» (сокращенно – «ОЛЖИР»). Этот кружок начал складываться еще летом 2004-го, когда Сотников и Флоренский побывали на некогда благолепных Соловецких островах, теперь более известных как место длительного функционирования мрачнейшего из советских концлагерей – Соловецкого лагеря особого назначения. Возможно, потому-то название новой творческой ячейки и имеет столь мрачный колорит: ОЛЖИР в советской традиции – Особый лагерь жен изменников родины; первые олжиры появились в 1937-м (когда Политбюро ЦК ВКП(б) и НКВД СССР распорядились о репрессировании членов семей репрессированных) и уже вскоре стали массовым явлением.
Впрочем, такого рода аллюзии не должны отвлекать от сути: участники группы «ОЛЖИР» заинтересованы сугубо творческими вопросами и определяют свою задачу как возврат к традиционным художественным ценностям и возрождение изрядно подзабытой современным искусством практики живописи и рисования с натуры.
На выставке в «Борее» представлено более пяти десятков работ, изготовленных за пару последних лет по натурным зарисовкам волнующе архаичными методами: линогравюры, офорты, монотипии, шелкографии. Значительная часть ныне предъявленного публике сотворена на самодельном печатном станке, сооруженном Александром Арефьевым чуть ли не полвека тому назад. После эмиграции художника кустарное приспособление эксплуатировал его коллега Анатолий Басин, затем оно перешло к Кириллу Миллеру, – который, по натуре и идеологии коллективист, допустил к оборудованию многих, в том числе Вячеслава Афоничева, Елизавету Зайцеву, Ивана Сотникова, Александра Флоренского. Последний в 1980-м сумел завладеть заветным механизмом и стал творить на нем вместе с супругой Ольгой, – позволяя работать также другим мастерам искусств: Андрею Кузнецову, Рихарду Васми, Ивану Сотникову, Алексею Семичову, Александру Горяеву, Геннадию Устюгову, Василию Голубеву, Ире Васильевой. Наконец, в прошлом году хозяйкой всё еще исправного станка стала госпожа Васильева, выпускница академической СХШ имени Иогансона, график и живописец, с конца 1980-х деятельная фигурантка митьковского круга и регулярная участница его выставок, с 2005-го член «ОЛЖИРа». Она-то, совместно с Иваном Сотниковым, прежде участником «Товарищества экспериментального изобразительного искусства» и группы «Новые художники», видным соратником группы «Митьки», и организовала нынешнюю выставку.
Сюжеты работ так же традиционны, как и техника, в которой они выполнены: городские и пригородные пейзажи, морские виды, натюрморты, портреты, обнаженная натура в разных ракурсах. Всё это вполне вечное. Однако участники группы «ОЛЖИР» стараются создавать именно актуальное искусство, отвечающее на вызовы реального времени. Это проявлено в их произведениях многообразно. Художники не страшатся обвинений в нарушении стандартов профессии и стараются обнаружить в старых техниках новые возможности, экспериментируют с цветом, композицией, материалом, манерой работы. При этом они не слишком озабочены общностью стиля (каждый трудится в своем ключе) и органичны в своем индивидуальном усердии. Кто-то вдумчиво сосредоточился на изображении связанных нагих женщин в гламурной розово-алой гамме. Кто-то экспрессивно пытается восстановить в своей памяти драматичные эпизоды черноморского промысла акул и луфариков. Кто-то с тайным внутренним надрывом демонстрирует мрачноватые петербургские перспективы. А кто-то совсем не боится обвинений в измене искусству ради ремесла и дезертирстве с творческой передовой. Ольга Флоренская, к примеру, представила пару портретов, похожих на пеструю аппликацию: что-то подобное она делала уже лет двадцать назад, в благословенные времена Перестройки. Ее супруг произвел в своей очень узнаваемой манере серию аккуратных пейзажиков: «Китайская деревня в Царском Селе», питерский гастроном «Стрела», пара Варшавских вокзалов, пара котельных. Солидарный уголок супружеской четы в «Борее» напоминает витрину художественного киоска (что – не без вызова – подчеркнуто размещением тут же рекламного плакатика с контактными телефонами частной Студии ручной печати «Б&Ф»), но в этом также есть элемент недюжинной независимости: никто другой из товарищей Ольги и Александра Флоренских не рискует позиционировать свое творчество как откровенную коммерцию.
Каждый из этих художников занимается, чем хочет, их коллектив – вполне формальность, безвластие торжествует, – и на сей раз история действительно оптимистична: триумфаторами выглядят не поборники дисциплины и подчинения кому бы то ни было, а анархисты, даже под жестким комиссарским нажимом отказавшиеся вступить в ненужный им матросский полк. В сияющее будущее каждый из них предпочел идти независимо.

Евгений Голлербах; на изображениях - работы Иры Васильевой и Ольги и Александра Флоренских

Комментариев нет: