8 февр. 2008 г.

ТЕНИ НЕ ИСЧЕЗАЮТ

Илья Богдеско. «Дон Кихот: Создание образа».
Галерея Третьякова (Петроградская сторона, Пионерская улица, 2).
Февраль 2008.

Мир видений, конечно, – достовернейшая из реальностей. Неизвестного происхождения тень, явившаяся однажды датскому принцу Гамлету, решила судьбу и его самого, и его ближнего окружения, и мировой культуры в совокупности. Призрак коммунизма, зорко запримеченный Карлом Марксом, радикально изменил историю цивилизации. Серия сатирических рисунков «Тени прошлого», созданная академиком Ильей Богдеско на заре его дней, в начале 1950-х, не только стратегически определила его жизнь и карьеру, но и ввела в безмятежное на тот момент советское искусство личность неординарного плана.

Сын репрессированных родителей, Богдеско с детства сам формировал себя. Учился в периферийном художественном училище, в 1951 году окончил Академию художеств, в 1963-м стал народным художником, в 1972-м – руководителем Союза художников Молдавии, в 1988-м – академиком, в 1990-м – профессором Академии художеств. Достиг незаурядного мастерства в каллиграфии и книжной графике, проиллюстрировал сочинения Гоголя, Пушкина, Свифта, многих других писателей. Можно сказать, великие «тени прошлого» нашли в Илье Богдеско понимающего и надежного друга.
На нынешней выставке, организованной по случаю восьмидесятипятилетия художника, показаны результаты его работы над романом Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»: тридцать шесть резцовых гравюр и более сотни эскизов к ним – исполненных карандашом, тушью, акварелью рисунков и шрифтовых композиций. Первый из этих листов был создан Ильей Богдеско в 1984-м, последний – в 2004-м. Зритель может детально проследить по ним, как создавались итоговые образы, как они возникали, эволюционировали, уточнялись, совершенствовались. Некоторые из работ были созданы уже после того, как издание вышло в свет: очевидно, что иллюстрирование Сервантеса стало для нашего современника чем-то большим, нежели «производственный заказ».
В обстоятельном сочинении Сервантеса Богдеско нашел заветное: уважение к фантазии, веру в оправданность небанальной фальсификации. Ни разу не бывший в Испании, он придумал Испанию собственную. Населена эта страна оказалась вовсе не испанцами, а гораздо более уместными тут согражданами художника, скорбными свидетелями эпохи Перемен. И заглавный персонаж, нелепый военный пенсионер, и его пышнотелая подруга, и его средних лет товарищ, скоропостижный губернатор, и, возможно, слегка звероподобный, но милосердный простой люд, и интеллигентный горемыка-прозаик – все они очутились здесь совсем не из-за тридевяти земель. Легкая маскировка в костюмах и антураже не должна вводить кого-либо в заблуждение: все эти люди хорошо знакомы и изобразившему их художнику, и всем современным россиянам.
Однако Богдеско не натуралист. Своих героев он формирует так же, как некогда формировал себя самого, – собирая необходимое, сочиняя недостающее, утрируя важное. При этом явно держит в памяти достижения классиков жанра – Домье, Боклевского, Матэ, Кибрика – и не упускает случая продемонстрировать свою приязнь к ним. Он внимателен к деталям рисунка, точен и убедителен в определении сути каждого персонажа, в конструировании его пластики и мимики. Разумеется, по созданным художником портретам даже самые лучшие правоохранительные органы никогда никого не найдут: ни пенсионер, ни подруга, ни скоропостижный товарищ в действительности ни дня не существовали, они стопроцентные фантомы, созданные творческой энергией художника-визионера. Но выглядят психологически достоверно, а главное – актуально, ибо честно демонстрируют зрителям: «Мы такие же как вы, однако живем самыми высокими страстями».
Это важно. Потребность в высоком есть в каждом сердце во все времена. А подлинное искусство ценится ведь еще и за то, что дает всем нуждающимся благородные образцы существования, недоступные лишь безнадежным пошлякам.

Евгений Голлербах

Комментариев нет: